Сбор биометрических данных банками обещает новые возможности своим клиентам. Но пользователи беспокоятся о безопасности, предоставляя такую информацию сотрудникам кредитных организаций. Перед дачей согласия на обработку биометрии, важно понимать, что это такое и насколько целесообразно их использование для конкретного пользователя.
В скором будущем Сбербанк планирует произвести роботизацию всех своих отделений, заменив сотрудников высоко технологичными машинами, которые смогут распознавать лица и голоса людей. А так же клиентам предоставят возможность управлять своими активами самостоятельно через интернет, не посещая офиса банка.
В такой единой базе Сбербанка хранятся образцы биометрических данных, по меньшей мере, каждого второго его клиента и не каждый при этом давал свое официальное согласие на сбор и обработку данных. Но ввиду невнимательности и излишней торопливости люди не замечают, как дают свое согласие, стоя возле банкомата, снимая или внося деньги на счет. Клиент подтверждает проведение каких-либо операций вводом пин-кода, не читая всего текста появившегося на экране терминала.
Конечно же, есть и те, кто целенаправленно предоставляет свои биометрические данные банку в надежде на более качественное обслуживание и защиту денежных средств от мошенников.
1. Авторизоваться в приложении на смартфоне.
2. Дождаться загрузки данных.
3. Нажать на фотографию (или место где она должна быть) в левом верхнем углу. Пользователю откроется окно личного кабинета с тремя пунктами «Профиль», «Сбер ID», «Настройки». Где можно произвести необходимые настройки.
При нажатии на второй пункт откроется меню с персональными данными, где можно вносить информацию о документах физического лица, просмотреть или добавить номер телефона, электронную почту.
В разделе «Распознавание по лицу и голосу» находятся два пункта: распознавание по лицу и распознавание по голосу.
В первом случае для активации опции потребуется сделать качественный фотоснимок. Предполагается, что это позволит ускорить обслуживание в офисах, снимать деньги без карты в банкоматах, оплачивать покупки без карты и телефона, подтверждать приостановленные операции.
Вторая опция позволит системе распознать голос клиента при обращении по телефону, что заменит озвучивание кодового слова и предоставление информации о документах клиента. Настройки биометрических данных можно произвести как самостоятельно в приложении, так и обратившись в офис банка.
В этом же разделе пользователь может настроить места, где использовать биометрию. Например, в магазинах, где есть специальные терминалы, для оплаты товаров, или на партнерских сайтах.
Помимо этого банк может передать биометрические данные клиента третьим лицам, коллекторам или госслужбам. Как произошло в Москве этой весной. Во время карантина власти столицы выписывали штрафы гражданам по камерам видеонаблюдения.
Согласно федеральному закону No 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» биометрические данные клиентов банк имеет право собирать и хранить в базе, но только по добровольному согласию гражданина. Обычно при обращении в банк для оформления кредита или пластиковой карты, сотрудник просит клиента посмотреть в камеру ничего при этом, не объясняя и не спрашивая. Таким образом нарушая вышеуказанный закон. Клиент вправе отказаться от записи изображения и голоса, что никаким образом не должно повлиять на обслуживание.
У банковских служащих имеются свои хитрости и уловки. Сотрудник может сообщить об имеющемся у банка согласии на обработку персональных данных подписанном ранее. Но такое согласие дает право банку на использование данных паспорта, но не на запись голоса и изображения. Поэтому сбор биометрических данных так же будет противозаконным.
Статья 11 ФЗ «О персональных данных» регламентирует вопрос о согласии на передачу биометрических данных. В данной статье говорится о том, что банковский работник обязан предварительно ознакомить клиента с пунктами договора, в которых оговаривается согласие на передачу данных и только после подписания всех необходимых пунктов производить сбор данных.
В случае нежелания передавать банку образцы голоса и изображение лица гражданин вправе требовать сотрудника исключить из договора пункт о согласии на обработку биометрических данных.
Несомненно, в будущем сбор биометрических данных банками даст большое преимущество для клиентов. Граждане получат возможность дистанционного обслуживания в сети интернет и банкоматах. Возможности терминалов по распознаванию лиц и голоса помогут исключить необходимость всегда иметь при себе банковскую карту и снимать деньги со счетов или пополнять его можно будет, лишь посмотрев в объектив камеры. Но таких устройств на сегодняшний день еще слишком мало. И решение о том подписывать или нет, согласие на обработку биометрических данных остается за клиентом.
Жители страны не представляют современную жизнь без банковских услуг, значительная часть населения России использует услуги,…
Горячая линия Сбербанка – это сервис, который позволяет клиентам банка получить оперативную помощь и консультацию…
Каждый месяц хозяева квартир или загородных домов должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги. С этой целью они…
Торговля, общепит и сфера услуг повсеместно внедряют расчёты через QR-код по системе быстрых платежей –…
Держателю пластиковой банковской карты важно, чтобы банкомат был в шаговой доступности, а за снятие денег…
С помощью банковской карты можно расплачиваться в обычных магазинах и делать заказы через интернет. Тем…